Финансовый университет
 
Центр электронных образовательных технологий

 

 

 
СПРАВКА И ЧАСТО ЗАДАВАЕМЫЕ ВОПРОСЫ

Инструкция по работе с порталом электронного обучения "Эльфа" (ранее - интернет-репозиторий) и размещенными на нем образовательными ресурсами

В репозитории размещены следующие виды ресурсов:

  • компьютерные обучающие программы (КОПР);
  • обзорные (установочные) лекции (ОЛ);
  • учебно-методические пособия (ЭУМЛ);
  • экспериментальные версии сетевых учебно-методических комплексов (УМК-С).

Для работы с репозиторием вам потребуется один из следующих бесплатных браузеров:

Для работы с КОПР вам потребуется браузер Mozilla Firefox модификации Extended Support Release для Windows (не 64-bit). Этот браузер подходит и для работы с другими ресурсами репозитория, поэтому мы рекомендуем использовать именно его. Щелкните мышкой по названию браузера для быстрого перехода к его установке.

При работе с КОПР в операционной системе Windows 10 по возможности не покидайте вкладку с обучающей программой. Если Вам нужно перейти на другую вкладку браузера, перейти в другое окно операционной системы, то лучше предравительно закрыть обучающую программу с помощью экранной кнопки в интерфейсе КОПР (), чтобы не потерять результаты работы. Переключение на другие вкладки браузера или переход к работе с другими программами может привести к потере управления КОПРом: кнопки в обучающей программе станут неактивными. В этом случае нужно перезагрузить вкладку браузера или открыть КОПР заново. При этом результаты работы с КОПР будут потеряны.


Вход в репозиторий находится по адресу el.fa.ru. В дальнейшем будет удобнее установить в браузере закладку для этого адреса. При первом входе нужно нажать кнопку «Первый вход», заполнить все появившиеся на экране поля и затем нажать кнопку «Войти». В правом нижнем углу экрана в желтых окошках будут появляться подсказки. Логин – это номер вашего личного дела, записанный в зачетной книжке, например: 01ффд12801. Для преподавателя логин такой же как на портале fa.ru, в формате электронной почты; для преподавателей бывшего ЗФЭИ до конца 2012/2013 учебного года также действуют логины в виде персональных табельных номеров, присвоенные им ранее.

При последующих входах вам нужно будет вводить только свой логин и пароль, и нажимать кнопку «Войти».

После первого входа появится экран с вашими личными данными. Проверьте, все ли правильно. Если нет – сообщите о неточности методистам вашего факультета, чтобы они внесли исправления в базу данных «Студент». На этом экране вам необходимо заполнить поле адреса вашей электронной почты, придумать и дважды ввести новый пароль, и поправить номер вашей учебной группы, если он отсутствует или указан неправильно. По желанию вы также можете указать свой номер мобильного телефона для срочных сообщений. После установки пароля войти на портал как в первый раз будет невозможно, для входа нужно будет использовать свой логин и пароль.

Чтобы не забыть, вы можете записать придуманный пароль и хранить его где-нибудь в укромном месте. Пароль должен содержать не менее 8 символов. Хорошей практикой считается составление необычной или забавной фразы из трех слов и использование ее в качестве пароля.

Если у вас нет ящика электронной почты, его необходимо предварительно завести. Для этого можно использовать одну из популярных бесплатных систем, например, mail.ru, yandex.ru или gmail.com. Щелкните по названию системы для быстрого перехода к регистрации нового почтового ящика. Пожалуйста, указывайте почтовый адрес точно, иначе вам будет сложно восстановить доступ на портал при утрате пароля.

После внесения необходимых данных нажмите кнопку «Сохранить изменения». Если были введены не все данные, появится соответствующее уведомление. Если все в порядке, внизу, справа от кнопки «Сохранить изменения» появится кнопка «Перейти на портал», нажмите на нее, и вы попадете в личный кабинет, откуда можно перейти в другие разделы портала и в каталог образовательных ресурсов.

В каталоге образовательных ресурсов портала приведен перечень доступных вам ресурсов в алфавитном порядке в формате:
<Наименование дисциплины>.<Наименование ресурса>
Если ресурс не связан с дисциплиной, его название будет начинаться с символа подчеркивания «_» или со значка «▷».

Чтобы вывести только ресурсы определенного типа, выберите данный тип в выпадающем меню «Тип ресурса». Чтобы отфильтровать ресурсы по названию или автору, введите часть названия или фамилию автора в поле «Быстрый поиск». Например, если ввести «аудит», то в каталоге останутся только ресурсы, содержащие в названии «аудит».

Если навести мышку на значок в колонке «Инф.», то напротив ресурса появится список его авторов и дополнительная информация.

В дальнейшем при входе в каталог вы можете получить сообщение от преподавателя (например, по поводу выполненной вами контрольной работы или результатов вашей работы с КОПР). В этом же окне вы сможете просмотреть историю сообщений от данного преподавателя и написать ответ.

Перед открытием самих образовательных ресурсов, если на вашем компьютере не установлены средства для просмотра файлов формата PDF, вам еще необходимо перейти по ссылке http://get.adobe.com/reader/, нажать внизу страницы на кнопку "Download now" или "Загрузить", скачать и запустить предложенный файл, который установит программу Adobe Reader. После этого можно приступать к работе с образовательными ресурсами.

Для открытия образовательного ресурса необходимо кликнуть мышкой по его названию. Лекции и методички откроются сразу; при вызове компьютерных обучающих программ (КОПР), размещенных в отдельной подсистеме Moodle, откроется окно этой подсистемы, в котором надо будет еще раз нажать на ссылку с названием обучающей программы. Помимо этой ссылки, в окне Moodle могут также присутствовать дополнительные сервисы, относящиеся к данной КОПР: форум, чат, сервис загрузки на сервер файлов контрольных работ для просмотра их преподавателем, и другие. Всеми этими сервисами можно пользоваться. Порядок выполнения контрольных работ с использованием КОПР излагается в методических указаниях по соответствующим дисциплинам.

При первом запуске КОПР вам может быть предложено изменить настройки безопасности веб-плеера – на экране появится окно "Authorware Web Player Security". В этом окне необходимо последовательно выбрать "Security Options...", затем "Trust All Locations" и "Save Settings...", и после возврата программы к предыдущему окну – "OK" (см. рисунки ниже). После установки веб-плеера в браузерах Mozilla Firefox и Opera необходимо выйти из портала кнопкой «Выход», закрыть и открыть браузер снова. Установка плеера и первое открытие КОПР может занять несколько минут, будьте терпеливы.

При завершении работы с компьютерной обучающей программой настоятельно рекомендуем сначала закрыть ее с помощью экранной кнопки в интерфейсе КОПР (например, ), и только затем закрывать окно или вкладку браузера с обучающей программой, иначе часть данных вашей работы с КОПР может оказаться потерянной. Для завершения работы с остальными ресурсами достаточно закрыть окна (вкладки) браузера, в которых они отображаются.

Чтобы изменить адрес электронной почты или пароль в каталоге ресурсов есть кнопка «Личные настройки».

Для завершения работы с порталом нужно обязательно нажать на кнопку «Выход» в верхней части окна каталога. При работе в компьютерном классе или за чужим компьютером нужно также обязательно закрыть все окна (вкладки) браузера, с которыми вы работали.

Вы можете получать анонсы новых и обновленных образовательных ресурсов на портале, подписавшись на RSS-канал по адресу: http://el.fa.ru/news.php

Разрешение возможных проблем при входе

Если вам не удается впервые войти на портал, пожалуйста, попробуйте ввести данные еще раз. Будьте внимательны, читайте подсказки в желтых окошках внизу, в 9 из 10 случаев ошибка заключается именно в неправильном вводе, а не в ошибке в базе данных. Если вы не так давно сменили фамилию, попробуйте ввести старую. Если все же войти не удается, обратитесь к методистам вашего факультета – они должны проверить и, возможно, исправить информацию о вас в базе данных «Студент». Если и после этого снять проблему не удалось, пишите по адресу технической поддержки el@fa.ru. В письме опишите проблему и полностью укажите все вводимые данные.

Если вы забыли пароль для входа на портал, то на входной странице el.fa.ru нажмите кнопку «Забыт пароль», затем введите свой логин и почтовый адрес, указанный при регистрации. Если у вас несколько почтовых адресов, и вы забыли нужный, то попробуйте все по очереди. Через несколько минут вам придет письмо со ссылкой. Если письмо не приходит, проверьте папку со спамом. Если письмо все равно не пришло, пишите по адресу технической поддержки el@fa.ru. В письме опишите проблему, укажите свои полные личные данные, логин, дату рождения и почтовый ящик, указанный при регистрации.

Если при входе вам выдается сообщение «Пользователь с таким логином недавно уже вошел в систему и еще не вышел из нее. Попробуйте зайти позднее.», это скорее всего значит, что вы забыли нажать кнопку «Выход» при завершении предыдущего сеанса работы. Вам придется подождать до 40 минут, прежде чем вы сможете войти снова. Обращение в службу поддержки в этом случае не имеет смысла.

Техническая поддержка осуществляется по электронной почте по адресу el@fa.ru. При обращении в поддержку четко описывайте проблему и обязательно указывайте свои данные. По этому же адресу вы можете направлять свои замечания и предложения по улучшению, которые мы очень ценим и приветствуем.

Разрешение возможных проблем с веб-плеером

При первом открытии КОПР веб-плеер Macromedia Authorware должен установиться автоматически, но если этого по какой-то причине не произошло, то нужно сделать это вручную. Для этого щелкните в каталоге по надписи «Дополнительное программное обеспечение», щелкните по синей ссылке «Для работы с КОПР», скачайте предложенный файл, запустите его и установите плеер. После этого выйдите из портала, закройте браузер, откройте снова и приступайте к работе с порталом.

Если возникнут проблемы при установке веб-плеера или работе с КОПР под учетной записью (пользователем) Windows с ограниченными правами, рекомендуется переключиться на учетную запись с правами администратора. Например, вот здесь описано как это сделать в операционной системе Windows 7.

Если КОПР отображается на экране не полностью

Если КОПР отображается на экране не полностью, нужно увеличить в браузере масштаб страницы. Также можно, выбрав окно с КОПР, нажать Ctrl и, удерживая его, нажимать "+" до полного отображения КОПР на экране.

Если не сохраняются результаты работы с КОПР

Посмотреть ваши результаты работы с КОПР, зафиксированные на портале, вы можете из личного кабинета, щелкнув по значку «Личная статистика», а затем выбрав интересующую вас дисциплину. Помните, что для корректной записи результатов выходить из КОПР нужно нажав кнопку выхода (например, ), а не просто закрыв окно или вкладку браузера. Но если результаты не записываются даже после правильного выхода, то, видимо, имеется техническая проблема. Сначала проверьте, отображаются ли в верхней части интерфейса КОПР ваши фамилия, имя и отчество после слова "Пользователь". Если имя не отображается, это означает, что веб-плееру КОПР на вашем компьютере не хватает прав для обмена данными с сервером портала. Дополнительным подтверждением наличия этой проблемы служит появление при запуске КОПР диалогового окна с текстом: "Unable to execute а user code function..."

    Что следует предпринять в этом случае?

  1. Переустановите веб-плеер для воспроизведения КОПР (см. выше раздел "Разрешение возможных проблем с веб-плеером").
  2. Если вы работаете в Windows под учетной записью с ограниченными правами, завершите сеанс и войдите под учетной записью администратора. Например, вот здесь описано как это сделать в операционной системе Windows 7.
  3. Если вы работаете в браузере Internet Explorer версии 7 и выше, во вкладке «Безопасность» свойств браузера уберите галочку «Включить защищенный режим», если она там присутствует.
  4. Убедитесь, что вы правильно (как написано в инструкции выше) установили настройки безопасности веб-плеера. Чтобы отобразить окно с этими настройками, при открытии КОПР по ссылке из оранжевого интерфейса Moodle удерживайте кнопку Ctrl.
  5. Попробуйте воспользоваться другим браузером. Не используйте устаревшие версии браузеров!
  6. Если возможно, попробуйте открыть КОПР на другом компьютере.

Если вышеуказанные действия не приведут вас к успеху (имя по-прежнему не отображается, результаты не сохраняются), обращайтесь в службу технической поддержки el@fa.ru, указав суть проблемы, свой логин, версию операционной системы и браузера на Вашем компьютере, а по возможности также точное время, когда Вы работали с КОПР.